Когда говорят о тюнинге внедорожников, возникает образ этакого монстра на огромных колесах с поднятым кузовом, увешанного `кенгуринами` и мощными порогами.Такой автомобиль может никогда не узнать о существовании асфальта и хроших дорог.Но бывают исключения из правил.
КАЗАЛОСЬ БЫ, чем может не устраивать владельца внедорожник Toyota Land Cruiser 100. Всем хорош сотый Land Cruiser. В распоряжении водителя мощный бензиновый двигатель, развивающий 235 сил, постоянный полный привод с межосевым диф ференциалом и демультипликато ром, энергоемкая подвеска. Да и по уровню комфорта с этим автомобилем трудно сравниться. Так что наслаждайтесь жизнью, а если очень захочется внедорожных приключений, то можно повысить проходимость машины, заблокировав межосевой и задний дифференциалы, и перейти на пониженную передачу в раздатке. Классика жанра, так сказать.
Именно так и поступал хозяин этого Land Cruiser 100, пока однажды основательно не увяз в болоте- пришлось вызывать на подмогу трактор из ближайшей деревни. Все закончилось благополучно, но происшествие заставило задуматься о дальнейшей судьбе автомобиля. Дело в том, что этот внедорожник был приобретен для эпизодическихвылазок на природу половить рыбу или поохотиться, а в основном Land Cruiser вел жизнь обычного городского автомобиля. После болотной эпопеи было решено использовать внедорожник как средство доставки к месту, где кончаются всякие дороги и где можно пересесть на более подходящий транспорт. На этом можно было бы и успокоиться, но выбранная преимущественно городская эксплуатация внедорожника постепенно стала наводить на грустные мысли по поводу вялой разгонной динамики и мягкой подвески, да и управляемость на асфальте оставляла желать лучшего. Надо было что-то делать.
В итоге владелец обратился в компанию —Сатурн Моторс Группiн, являющуюся дистрибьютором в России японскойфирмы JAOS. Об этом красноречиво говорит первая буква J в названии, а расшифровка аббревиатуры точно указывает на ее специализацию японский внедорожный сервис(JApan Offroad Service). В московском представительстве JAOS автомобиль встретили с распростертыми объятиями и предложили начать работу с модернизации шасси, что совпало с основными пожеланиями клиента, который хотел устранить валкость автомобиля в поворотах и уменьшить клевки при торможении. Также ему не нравилось то, что задняя часть кузова приподнята относительно передней. Другими словами, необходимо было убрать дифферент на нос.
Работа началась с установки новых передних торсионов японской фирмы Zeal, которые жестче стандартных на 50%. Затем штатные амортизаторы и оба стабилизатора поперечной устойчивости заменили на изделия спортивного отделения компании Toyota TRD (Toyota Racing Development). Амортизаторы естественно, газовые, а стабилизаторы более жесткие. Для восстановления жесткостного баланса между обновленной передней и задней подвесками сзади поставили новые, более жесткие пружины фирмы Zeal, которые, кстати, уменьшили „высоту“ на 2 дюйма.
Надо отметить, что такой объем работ по подвеске возможен только у внедорожников Land Cruiser без системы автоматического поддержания уровня кузова, у которых можно поменять только стабилизаторы. К тормозам у владельца машины особых претензий не было, но он пожелал установить передние диски JAOS с направленными канавками и тормозные колодки этой же фирмы на все колеса. Сборные из трех элементов алюминиевые колесные диски (две части катаного алюминиевого обода и литая ступица) также производства этой компании и имеют размерность 9,5Jx18. Диски весят 10,2 кг каждый и „обуты“ в специальную резину для скоростных внедорожников Yokohama V801 размером 285/60 R18. После такой основательной „перетряски“ шасси Land Cruiser заметно улучшил ходовые качества, и его поведение на дороге стало напоминать легковой автомобиль, над подвеской которого также поработали специалисты по тюнингу.
Настал черед двигателя. Чип-тюнинг и прочие элеrтронные хитрости даже не рассматривались: хотелось сделать что-то более радикальное. Выход был найден в установке механического нагнетателя знакомой уже фирмы TRD. Он позволяет увеличить мощность двигателя на 118 л.с., и его работа ощущается уже на низких оборотах, что обеспечивает пик крутящего момента на 2800 об/мин и почти плоскую кривую зависимости момента от частоты вращения двигателя. Установка компрессора нисколько не влияет на ресурс мотора, о чем свидетельствуют результаты испытаний в режиме полностью открытой дроссельной заслонки в течение 240 часов. После этого двигатель вскрыли и не обнаружили никаких изменений в худшую сторону. Для того чтобы установить компрессор, который приводится во вращение от шкива коленвала, нужно снять декоративную пластиковую крышку мотора и впускной коллектор.
На освободившееся место отлично встает компрессор, который по форме частично напоминает впускной коллектор. Остается только подсоединить дополнительный компьютер к штатному блоку управления двигателем, который вносит коррективы в алгоритмы работы зажигания и впрыска топлива, и дело сделано.
Компрессор оборудован дополнительной форсункой, выполняющей функции ускорительного насоса карбюраторного двигателя. Изделия с маркой TRD во всем мире пользуются заслуженным доверием, например, в США при установке нагнетателя у официального дилера Toyota гарантия на двигатель не прекращается. Чтобы мотору легче „дышалось“, его оснастили фильтром пониженного сопротивления JAOS, добавившим еще 2 л.с. А стандартная выхлопная система была заменена на двухтрубную спортивную производства фирмы Ganador, входящей в ассоциацию японских производителей спортивных выхлопных систем, что дало дополнительные 10 сил мощности двигателя.
Теперь Toyota Land Cruiser 100 не узнать. Прибавка целых 130 л.с. дает ощутимый результат. Динамика у автомобиля весом две с половиной тонны кажется просто невероятной, особенно когда этот „малыш“ с характерным звуком компрессора демонстрирует ускорение, как у хорошего спортивного автомобиля. Эти ощущения усиливают отточенная управляемость и минимальные крены в поворотах, а также почти полное отсутствие клевков при торможении и разгоне. Вот такой получился внедорожник, работа над которым велась совсем не по „внедорожным“ канонам.
СВЕРИМ ХАРАКТЕРИСТИКИ: TOYOTA LAND CRUISER 100
ДВИГАТЕЛЬ
Механический нагнетатель TRD, спортивный термостат, фильтр пониженного сопротивления JAOS, двухтрубная выхлопная система Ganador
ПОДВЕСКА
Передние торсионы Zeal, задние пружины Zeal, стабилизаторы поперечной устойчивости TRD спереди и сзади, газовые амортизаторы TRD на всех колесах
КОЛЕСА И ШИНЫ
Сборные диски JAOS 9,5Jx18 спереди и сзади; Шины Yokohama V801 285/60 ZR18-спереди и сзади
ТОРМОЗА
Передние вентилируемые диски с канавками JAOS, более эффективные тормозные колодки JAOS на всех колесах